Курская область. Пустые каникулы или Каникулы а строгом режиме.

Опубликовано: Автор: admin

Почему директора школ против того, чтобы дети путешествовали?
Туристические компании бьют тревогу – сфера детских экскурсионных поездок превратилась в «пересыхающий ручеек». К
многочисленным регламентам по перевозке юных туристов и нехватке автобусов добавилась еще одна труднопреодолимая
преграда – директора школ вводят негласные запреты, следуя принципу: нет поездки, нет и проблемы.


Ворох бумаг после резонансных ДТП с детскими экскурсионными автобусами государство закономерно озаботилось ситуацией
в этой сфере. В 2013 году был введен целый ряд регламентов. Появились требования к организаторам поездок, автобусам,
поездам, водителям. Возникла необходимость подавать уведомления в различные ведомства, составлять списки учеников,
сопровождающих, привлекать медработников. И подчиняться требованиям целого ряда надзорных инстанций – Ростехнадзора,
ГИБДД, Минтранса, Министерства просвещения.
На каждую поездку приходится готовить кипу бумаг.

По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Ольги Санаевой, вначале туроператоры схватились за головы –
выполнение регламентов казалось чем-то нереальным. Однако постепенно с этой задачей справились. Участники рынка
наладили взаимоотношения с транспортными компаниями, ГИБДД, научились вовремя подавать уведомления на поездки,
готовить списки учеников, подыскивать нужную технику. Удалось даже добиться отсрочки введения невыполнимого
требования запретить перевозку детей на автобусах старше 10 лет. (В Курске всего 1(один) автобус до 10 лет на 60
Курских школ)

Тем не менее типичные бюрократические проблемы никуда не делись. Если накануне поездки что-то меняется (например,
состав группы), то быстро пересогласовать документы практически нереально. Генеральный директор Бюро путешествий «На
семи холмах» Юлия Капустина приводит пример. Маршрут следования экскурсионного автобуса передается в ГИБДД. Но
ситуация на московских дорогах известно какая – пробки. И если водитель видит, что ему придется стоять в заторе час,
естественно, он его объедет. И не дай бог, автобус решат проверить – объездной путь никто ведь не согласовывал.
Родители – за, школы – против
Профессионалы выступают за разумное упрощение регламентов, но проблема не только в них. Экономика детского туризма
во многом строится на школьных турах, но, как говорит Ольга Санаева, директора школ часто категорически запрещают
учителям выезжать с детьми. Дело доходит до угрозы увольнения педагогов: либо заявление об увольнении на стол, либо
отступиться от поездок. Во всех регионах одна и та же картина. Причина банальна – руководство школ не желает брать
на себя повышенную ответственность. Согласительные процедуры обременительны, а передать полномочия профессионалам –
туристическим компаниям – школы, как правило, не готовы. В результате всё выливается в негласные запреты – «мы не
едем».

Документы, необходимые для перевозки группы детей на автобусе
● список детей в поездке (штраф 40000)
● копии разрешений на перевозку детей
● документ о посадке, где указываются места для каждого ребенка (штраф 40000 руб)
● уведомление из ГИБДД или копия заявления на сопровождение (штраф 200000 руб)
● договор поездки, подписанный транспортной компанией и заказчиком
● ФИО сопровождающих лиц с указанием номеров телефонов и паспортных данных договор с медработником о сопровождении
несовершеннолетних лиц, если поездка занимает больше 12 часов
● информация о водителях (ФИО, контакты, номера водительских удостоверений)
● список продуктов питания в автобусе
Составляя маршрут, необходимо отметить следующее: график путешествия и времени передвижения; время остановок для
туалета; места остановок для еды, отдыха и экскурсий (с указанием гостиниц).

Источник: «Правила организованной перевозки групп детей», полный текст смотрите здесь.
При этом спрос на экскурсии со стороны родителей есть, и он довольно высок. Мамы и папы хотят, чтобы дети ездили и
видели новое и интересное, обращаются к учителям, которые знают, как работать с детьми. Но последним приходится
разводить руками – не разрешено. Есть, конечно, энтузиасты среди педагогов, но это скорее исключение, чем правило.

Как следствие, организаторами экскурсий выступают родительские комитеты, которые и берут на себя ответственность. Но
тогда возникает другая проблема – в будни поездки невозможны, они переносятся на выходные дни. А значит, и свободные
места для размещения группы найти сложнее, и цены получаются выше.

Автобусов нет, дети сидят по домам
В итоге с детским туризмом сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, действительно, количество ДТП с участием
школьных автобусов кардинально сократилось. Так, в 2017 году их доля от общего числа ДТП с автобусами – всего 0,35
%. Ни один ребенок при организованных перевозках не погиб. В 2018 году показатели также мизерны. Но, с другой
стороны, и детский туризм измельчал.

Дети теперь реже выезжают на экскурсии по стране, а ведь путешествие в формате школьной поездки – это и познание, и
умение жить в коллективе, отмечает Ольга Санаева.

По ее словам, за прошедшее время сформировался сегмент туристических фирм, которые знают и умеют работать на
«детском» рынке. И самое главное – они готовы брать на себя ответственность за организацию и проведение школьных
экскурсий и поездок. В РСТ уже состоялся выпуск аттестованных специалистов, которые профессионально работают на
рынке детских туров и экскурсий, написан кодекс по детскому туризму, есть реестр профильных туроператоров. Осталось
достучаться до Министерства просвещения и сформировать правовую базу для учебных заведений, которая позволит
делегировать полномочия специализированным туроператорам.

И, конечно, нужно решать проблему с автобусами. Сейчас многие транспортные компании отказывают организаторам детских
туров из-за обилия бюрократических регламентов. Но дело не только в них. По словам Елены Шестаковой, генерального
директора отеля «Голубино» (Архангельская область), в соседних деревнях дети вообще не имеют никакой возможности
выехать – просто нет автобусов, которые соответствовали бы требованиям. У небольших региональных компаний
отсутствуют средства на их покупку. Нужно обеспечить доступ к субсидиям или льготным кредитам. А пока получается,
что сельские ребята обречены сидеть по домам, а городские дети не могут познакомиться с достопримечательностями хотя
бы своего региона.
От «Корсара». Все, что описано выше присутствует полностью в Курской области. Конкретно сейчас мы наблюдаем
практически пустые каникулы. Практически все экскурсионные автобусы стоят на приколе. Практически все кстати
выставлены на продажу. Нет смысла держать автобусы если нет работы. Все (властные структуры) до такой степени
прикрыли свои тылы количеством бумаг и штрафов, что можно понять директоров школ, хозяев автобусов, директоров
турфирм, а зачем мне такие проблемы???!!! Буквально вчера один из хозяин экскурсионного автобуса просто сказал, «а
зачем мне в 50 лет сидеть». Хотя его автобус соответствует всем требованиям. Но у нас же сажают при аварии сразу в
первую очередь кого? -хозяина автобуса, а не того кто следит за дорогой, не тех кто довел экскурсионный автобусный
парк до такого состояния. Большинство хозяев автобусов, которые обслуживают детские группы имеют 1-2 автобуса.
Крупные компании в этот «дешевый», не предсказуемый бизнес не лезут. Если раньше частники раз в три года обновляли
автобусы за границей, то при нынешних таможенных тарифах. Все об этом забыли. Правительство толкает предпренимателей
на огромные кредиты. Но в этом бизнесе это нереально, с учетом вышесказанного!!!
После принятия указа 1177 детский туризм сократился в 3-4 раза.
Практически уничтожен детский дальний туризм, поезд не всем по карману.
Профессия экскурсовод доживает последние годы, молодежь туда не идет.
Практически уничтожено понятие обзорная экскурсия по городу на комфортабельном автобусе, дети или идут пешком, или
добираются на маршрутных пазиках ( без ремней, ГЛОНАСА, и других штучек, которыми оборудованы экскурсионные
автобусы) до музеев. (и ЗДЕСЬ НАШЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОЛЧИТ)
Практически перестали массово посещаться районные музеи (Гайдара, Асеева, Плевицкой) да и брендовые Курские музеи
чувствуют себя хорошо только апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь.
А впереди введение лицензий и увеличение штрафов (Надо кормить Москву, Сирию, Кубу, Казахстан…только не Россию).
Кто же доживет до 1 сентября????
Это мы так подымаем внутренний туризм!!!
Не зря же практически не появляются новые туроператоры по внутреннему туризму.
Зато растут как грибы турагентства, продающие ТУрцию, Тунис, Доминикану…..Это же просто, и НЕТ никаких проблем.
Лучше детей познакомить с достопримечательностями ЗАГРАНИЦЫ. Это уж точно не будут КАНИКУЛЫ СТРОГОГО РЕЖИМА!!! А
Россия????- а как всегда подождет!!!